24 ноября 2015

«Эврика» в развитии

В этом году у школы № 32, известной волжанам как «Эврика» начался новый жизненный этап.

 

О том как, почему и зачем это произошло, рассказал директора школы Владимира Кузнецова.

– Владимир Александрович, этим летом случилось то, о чем давно говорили: к 32­й школе «Эврика» присоединили расположенную по соседству в 17­м микрорайоне 8­ю школу. Для «Эврики», насколько я знаю, это уже не первое слияние?

– Да, у нашей школы не очень типичная и довольно сложная история. Она была создана в 1992 году как инновационный проект по методике развивающего обучения Эльконина­Давыдова и расположилась в здании детского садика 21­го микрорайона. В первый год набрали только первый класс, на следующий получилось две параллели, а когда «доросли» до седьмого­восьмого класса, перестали на имеющихся площадях умещаться. В те годы 32­я школа работала полупустой, сыграло роль и то, что здесь в младших классах тоже преподавали по методике развивающего обучения (только по Занкову). В общем, школы объединились и стали расти уже вместе. Доросли до учебы в две смены. А тут подоспел указ президента – перевести всех­всех­всех в ближайшие годы на обучение в одну смену.

Идея объединиться с 8­й школой появилась еще раньше. Вместе с ее тогдашним директором Верой Александровной Алексеевой мы предлагали, чтобы (кстати, в соответствии с новыми СанПиНами) в одном корпусе учились 1–5­е классы, а в другом – все, кто старше. Депутаты тогда предложение не поддержали.

Но вот теперь, видимо, пришло время. У нас при тысяче учащихся, чтобы уйти от 2­й смены, варианты были или объединяться, или сокращать количество классов в параллелях, то есть сокращать и учителей. Восьмой школе с ее четырьмя сотнями учащихся и при нынешней системе подушевого финансирования тоже нужно было что­то делать...

– А как получилось, что в двух рядом стоящих школах – такой разрыв в количестве учащихся?

– Специально мы не конкурировали – за каждой школой была закреплена ее половина микрорайона. Но когда стали анализировать, оказалось, что среди тех, кто приходит к нам в первый класс, примерно половина – жители 17­го микрорайона и половина – дети, которых приводят и привозят со всего города, включая самые отдаленные от нас его части.

– Почему везли детей со всего города в маленькую «Эврику» (ту, что была в детском садике) хорошо помню: там с младшеклашками работали не только педагоги, но и воспитатели, было множество дополнительных занятий, кружков (бесплатных и за символическую плату), и чада  были присмотрены, накормлены, чем­то полезным и интересным заняты весь рабочий день. А что привлекает «инорайонных» учеников сегодня?

– Вы знаете, у нас в младшей школе и теперь работают очень сильные учителя. Вот только в октябре открыли электронный набор первоклассников на будущий год и всего за две недели полностью укомплектовали 5 классов. Причем к одной из учительниц места закончились в первый же день. Это очень хороший педагог, но я не сказал бы что остальные – хуже... Что касается внеурочной деятельности – наша школа и теперь предлагает для этого очень широкие возможности. Мы ведь работаем как пилотная площадка по внедрению новых ФГОСов (федеральных образовательных стандартов), которые предполагают расширение внеурочной деятельности и поощряют (финансированием) внутрисетевое взаимодействие учреждений образования. Сейчас на нашей базе во второй половине дня тренеры спортшколы № 3, СК «Волжанин», «Школы Шотокан Каратэ» проводят занятия по баскетболу, тхэквондо, дзюдо, каратэ, лапте, волейболу, легкой атлетике.

– То есть у вас есть спортивные классы?  

– Нет, дети из любого класса по своему желанию могут записаться на эти занятия.       

– Бесплатно?

– Бесплатно. Между прочим, у нашей школы имеются уже свои спортивные традиции. Так, например, турнир по тхэквондо – «Кубок «Эврики», организованный несколько лет назад для «внутреннего пользования», приобрел такую популярность, что перестал умещаться в школьном спортзале и переместился в муниципальный ФОК. В этом году он собрал уже более пятисот участников от 7 до 17 лет из Саратова, Энгельса, Астрахани, Элисты, Беслана, Владикавказа, Каспийска, Волгограда и других городов. Второй год соревнования принимали спортсменов из­за рубежа. В это раз – ребят из Армении.

– Это новая «фишка» «Эврики», как ваша предметная олимпиада для младших школьников города?  

– Похоже. А олимпиада, кстати, идет как раз на этой неделе, уже пятнадцатая по счету. В этом году в ней участвуют победители школьных отборочных туров 2–4 классов со всех волжских школ, за одним­единственным исключением. Вчера выступал на открытии, приветствовал «самых умных детей нашего города». Не могу передать, какое это чувство – видеть полный зал таких лиц, сияющие глаза...   Есть у нас еще одна традиция – ежегодная открытая  дистанционная конференция творческих и исследовательских работ школьников города. Кроме того, наша команда, поскольку школа является школой ЮНЕСКО (а ученики постоянно заняты различными проектами, связанными с охраной природы, экологией) участвует в конференциях, которые проводятся в Казани (там находится региональное представительство ЮНЕСКО).  Еще одна, как вы говорите, «фишка» сейчас как раз зарождается. Часть помещений в здании 8­й школы много лет занимает музыкальная школа № 3. Есть известная проблема: не все родители после окончания уроков имеют возможность изо дня в день сопровождать своих детей в кружки, секции в те же музыкальные школы. Поэтому уже со следующего года мы намереваемся набрать один первый класс, в котором учебный план будет включать в себя ежедневно один урок в музыкальной школе. Это будут индивидуальные занятия для каждого из 25 учеников. Именно столько может одновременно учить игре на музыкальном инструменте третья школа. Музыкальной школе это тоже удобно: сейчас она практически пустует в первую смену, а так часть нагрузки перейдет на утро, вторая половина дня разгрузится – школа сможет расширить набор. Есть тут, конечно, свои сложности. Понятно, что часть первоклашек (и их родителей) через некоторое время могут передумать, и куда потом их девать на музыкальном уроке? Но все это, уверен, решаемо. В общем, будем пробовать. 

– А сколько занятия в «музыкальном» классе будут стоить родителям?

– Это тоже будет бесплатно. И если хорошо пойдет, в дальнейшим подумываем наладить подобное сотрудничество и с художественной школой.

– Звучит великолепно. Хочется пожелать, чтобы эти планы наилучшим образом воплотились. Но не могу не спросить о менее приятном. Ясно, что всякий процесс слияния­объединения не проходит бесконфликтно... 

– Некоторый дискомфорт, конечно, поначалу так или иначе пришлось пережить. Но сокращений в педагогическом коллективе удалось избежать – по нашей инициативе расстались лишь с единственным «совместителем». Сейчас уже можно сказать: учителя 32­й школы ничего не потеряли, а учителя 8­й даже немного приобрели в зарплате.                

 

Сегодня школа № 32 – оказалась самой «многонаселенной» школой города, если не области: в ней учатся 1400 детей. Не покидая ее стен, учащиеся имеют возможность бесплатно заниматься с тренерами спортивной школы № 3 и педагогами музыкальной школы № 3.

Источник - http://www.gazeta-vp.ru/