26 января 2016

По другую сторону мольберта

Волжанин Константин Метела работает над циклом фильмов «Художники моего города»

 

Премьера первой картины, героем которой стал известный художник Александр Кияненко, состоялась в городском Выставочном зале имени Г. Черноскутова незадолго до Нового года. На презентации присутствовали волжские художники, любители живописи, журналисты.

Александр Кияненко – художник, дизайнер (в 1984 году окончил Белорусский государственный театрально­художественный институт), с 1986 по 1989 год был главным художником города. Активный участник международных, всероссийских, областных и городских выставок. Состоялось пять персональных выставок художника, в том числе две – в Италии.

– Идея создать серию документальных фильмов о волжских художниках была у меня давно, – признаётся Константин Григорьевич. – Это не справочник и не энциклопедия. Я рассказываю о городе, в котором живу, о живописцах, с которыми общаюсь, творчество которых мне интересно. Почему героем первого фильма был выбран Александр Кияненко? Для меня это проба пера. Если есть какие­то огрехи в фильме, Саша, мой друг, простит и поймёт.

– На самом деле, фильм не обо мне, а о Волжском и его людях, – вступает в разговор Александр Кияненко. – Планировалось начать работу над циклом ещё несколько лет назад, когда были живы наши патриархи – Виктор Литвинов, Геннадий Черноскутов. Но, к сожалению, не получилось…

– Комфортно ли Вам было в роли персонажа фильма?

– Как вам сказать… Непривычно. Работая над портретом, художник изучает человека, старается раскрыть его натуру. А здесь я сам вдруг оказался «по другую сторону мольберта», был перед объективом «обнажённой натурой».

– Точнее, подопытным кроликом, – шутит Константин Метела.

– Константин Григорьевич, Вы – личность разносторонняя: по образованию инженер, пишете стихи, снимаете фильмы… Откуда взялось увлечение документальным кино?

– Да как и у многих, наверное. Однажды мне подарили видеокамеру, и я стал снимать то, что казалось мне интересным. Самый первый фильм снял о поездке в Париж. Показал друзьям черновой, необработанный материал – и понял, что делать этого нельзя, следует выстраивать композицию картины, может быть, писать закадровый текст… А как это сделать? Стал читать специальную литературу. Помогли мне и на телевидении «Статус» – там проводили мастер­классы для молодых кинолюбителей, подробно разбирали их работы, затем провели конкурс. А меня организаторы пригласили в жюри конкурса, и я смотрел фильмы начинающих авторов, делал выводы, мотал на ус.

Добавим, Константин Метела снял уже несколько фильмов о Волжском, в том числе совместно с Александром Рогозиным создал картину «Ахтуба – река прифронтовая», премьера которой состоялась в мае прошлого года.

– Как Вы работали над фильмом об Александре Кияненко?

– Материала было немало, в том числе любительские записи 2006 и 2007 годов. Отбирал всё, что показалось мне интересным, чтобы зритель увидел Сашу – художника, человека, путешественника… Записал несколько интервью с Александром в его мастерской. А ещё в фильме о нём говорят люди, которые хорошо его знают: Олег Черноскутов, Михаил Сайфутдинов…

– Александр всегда ищет нестандартные решения, – говорит Михаил Сайфутдинов. – Может быть, он не всегда понятен зрителю, но всегда узнаваем.

– Художник должен быть личностью, – дополняет Олег Черноскутов. – Иначе он не создаст ничего интересного.

И слово герою фильма:

– Помню, что когда­то давно, в детстве, я случайно открыл дверь в какое­то помещение – и это оказалась изостудия. Её запах – запах краски, растворителей – шибанул мне в ноздри, и  я оказался «отравлен» им навсегда. Я ещё не понимал, что хочу быть художником, но инстинктивно ощутил: это моё. Через несколько лет мы с Толей Козловым пришли записываться в изостудию к Сергею Тихоновичу Подчайнову. Однажды он выгнал нас за какие­то шалости, велел больше не приходить. И мы отправились на берег Ахтубы, сели в лодку и написали по этюду. И так нам понравились наши работы, что мы хором сказали: «Он ещё пожалеет, что нас выгнал, всё равно мы станем известными художниками!»

– Что Вам мешает в творчестве?

– Лень. Всегда кажется, что мало усилий прикладываю, чтобы сделать то, что хочется. Хотя работаю каждый день. Чаще с карандашом и бумагой, к холсту подхожу реже.

– Что Вас вдохновляет?

– Мне интересны мои отношения с миром: с людьми, с природой, с предметами. Сюжеты рождаются благодаря каким­то эмоциям, каким­то событиям и встречам, что­то достаёшь из копилки памяти…

– Посмотрев фильм, хочется снова увидеть Ваши картины. Вы планируете устроить выставку?

– Скорее всего, она будет в этом году.

Константин Метела добавил, что работа над циклом фильмов продолжается. В планах – картины о Николае Симкине и Ирине Бароха. А второго февраля в 17 часов в Выставочном зале волжан ждёт презентация фильма о Геннадии Васильевиче Черноскутове.

по материалам газеты "Волжская правда"
http://www.gazeta-vp.ru/