28 января 2016

Мой отец погиб за Сталинград

Рассказывает Анна Петровна КОСТРОВА, ветеран медицины, пенсионерка:

 

«Я родилась 13 ноября 1942 года в Котовском районе (ранее назывался Красный Яр). Отец мой Петр Васильевич Захарюта был призван на войну в первые же дни наступления фашистов на Сталинград и погиб в сражении за него. Возможно, даже в те дни, когда я появилась на свет, ведь в ноябре наши войска уже готовились к контрнаступлению.

До Котово в Сталинградской битве немцы не добрались, но обстрелы и всего района и нашего хуторка были постоянные, много домов погорело, потому что снаряды попадали по крышам, а они почти у всех были покрыты соломой.

У меня был дед отца, мастер на все руки, крышу по­крыл железом. Он держал всякую живность: коз, овец, кур, иногда даже поросят. Нас у мамы было трое детей, но сказать, что мы жили в сытости, нельзя. Мама говорит, что руководство колхоза вместе с военными представителями ходили по домам и всё отбирали для  нашего фронта, даже яйца пересчитывали. Что ж, бойцов надо было кормить, никто не роптал… Но наши мамы умудрялись кое­что, хоть по яичку, припрятывать, а то дети бы умерли с голоду. У кого были овцы, козы, заставляли скотину убивать под нож, а из шкур шить одежду для солдат, из козьей, овечьей шерсти вязать варежки, носки для армии. Мама говорила, что потеряла счет вязаным вещам, которые они сами отправляли на фронт.

А что касается питания, то  многие семьи жили вообще неизвестно чем. Платили трудоднями, иногда зерном, которое мололи вручную, ведь мельницы поблизости не было. Даже дойные козочки, хоть и жили у нас в дому, но не были в нашем распоряжении, детям оставляли молока по чуть­чуть. А перед наступлением наших в Сталинграде, как рассказывает мама, женщин и подростков, кто мог дер­жать лопаты, заставляли рыть окопы и насыпные заграждения.  И рыли, старались, никто не жаловался.

 Я закончила после войны в своём районе семилетку, очень хотела учиться дальше.  Но у нас и в начале 50­х годов, и после смерти Сталина всё не давали людям паспортов. Куда поедешь, куда двинешься? Но я, как все говорят, была девушкой бойкой, училась всегда хорошо. Взяла и поехала в Сталинград, в какую­то приемную комиссию. Мне говорят, всё мол, хорошо, отметки хорошие, но у вас нет паспорта. И тогда я выдала: «Знаете, мой отец погиб за Сталинград. И я, его родная дочь, хочу учиться в городе, который он защитил своей жизнью».  В общем, меня приняли в медучилище, и я потом всю жизнь работала на медицинском поприще. Так мой погибший отец помог мне с путёвкой в жизнь.  Вечная ему память!»

                 К публикации подготовила 

Галина Услугина.

по материалам газеты "Волжская правда" http://www.gazeta-vp.ru/