10 марта 2016

Спортивные университеты Михаила Машина

40 дней назад ушел из жизни бессменный руководитель баскетбольного клуба «Волжанин»

Баскетбол, как известно, придумали для студентов. Наверное, потому, что эта игра основывается не только на быстроте тела, но и на быстроте мысли. И вряд ли будет большой натяжкой уподобить жизнь людей, которые посвятили себя пропаганде и развитию баскетбола, университету, плоды которого  передаются, как эстафета, от поколения к поколению.

По нынешним меркам, спортивные университеты Михаила Борисовича Машина начались довольно поздно – в одиннадцать лет. Судьбоносным стал переезд родителей в Волжский. До этого все его познания о спорте ограничивались уроками физкультуры в сельской школе, в которой даже мяча­то настоящего не было. Наверстывать упущенное Машин принялся со свойственным мальчишкам азартом, которого не утратил до последних дней жизни.

Начал, как водится, с футбола, затем серьезно увлекся плаванием. Но стать мастером голубых дорожек ему было не суждено – помешала аллергия на хлорку. Не знаю, какой ущерб понесло от этого волжское плавание, а вот волжскому баскетболу сия превратность судьбы совершенно точно пошла во благо. Так благодаря одному из  волжских баскетбольных первопроходцев Анатолию Евгеньевичу Стоянову в жизни Михаила Машина появилась игра. Ну  а в жизни самого Стоянова – преданный ученик и по­

следователь.

Если нынешнему поколению волжских спортсменов сказать, что баскетбольный мяч имеет незабываемый запах, они не поверят. Синтетика  она и есть синтетика. Но в середине прошлого века в баскетбол, как и в футбол, играли кожаными мячами со шнуровкой. А они еще как пахнут! Вот этот непередаваемый аромат игры во многом  и предопределил весь последующий жизненный путь основателя и многолетнего руководителя муниципального баскетбольного клуба.

Игроком Михаил Машин, по собственному признанию, был далеко не выдающимся. Права выступать за городскую команду он добился не столько талантом, сколько трудолюбием. Но именно ему, тогда еще старшекласснику, предложил Анатолий Евгеньевич Стоянов попробовать себя в роли тренера. Первыми подопечными начинающего наставника стали рабочие завода органического синтеза. Потом в его жизни было много команд – детских и взрослых, женских и мужских. Но эту группу баскетбольного  ликбеза, как первую любовь, разве забудешь?

Путь в профессию один из отцов­основоположников «Волжанина» торил, можно сказать, на общественных началах –  без отрыва от основной работы и учебы (на вечернем отделении института городского хозяйства), а чуть позже – и от службы в армии. В рядах Вооруженных сил СССР и пришло окончательное осознание того, что без баскетбола жизни для него нет. О чем Михаил Машин посчитал долгом письменно сообщить своему наставнику. Стоянов благословил, и демобилизовавшегося воина уже  ждало место тренера в детско­юношеской баскетбольной школе.

Все команды, с которыми  довелось поработать Михаилу Борисовичу, и не перечтешь. Поначалу специализировался на женском баскетболе, да так, что его воспитанницы исправно пополняли клубы высшей лиги, а Вера Шарапина входила в состав юниорской сборной Советского Союза. Но самой заветной оставалась для Машина мечта тренировать команду, которая бы представляла в чемпионатах страны наш город. И он решил такую команду вырастить.

Так в 1985 году появился баскетбольный «детсад» Машина, в котором он собрал подающих надежды пятилетних малышей. Первой его поддер­жала жена Вера, сама в прошлом незаурядная баскетболистка. Стоит ли после этого удивляться, что и их сын Борис тоже оказался в этой группе «приготовишек», из которой и вырос баскетбольный «Волжанин». Еще одним членом тренерского трио энтузиастов стал Александр  Тилинин.

По тогдашним методикам, приобщать детей к баскетболу рекомендовалось с третьего класса. Машин с единомышленниками опроверг теорию практикой. Они и два спецкласса для своих питомцев в средней школе № 23 организовали, и спортивный отряд в летних пионерлагерях пробили. И для того, чтобы обеспечивать путевками всех до единого, не чурались никакой работы на предприятиях, где их можно было достать. Сам  Михаил Борисович успел за это время побывать и киномехаником, и плавруком, и рубщиком мяса, и даже уборщиком мусора. Но благородная цель с лихвой оправдала не всегда престижные методы ее достижения. И когда в 2005 году те самые «приготовишки» завоевали для города место в высшей лиге чемпионата России, не было в Волжском человека счастливее, чем Михаил Машин.

А  еще через пару лет, когда волевым решением областной федерации «Волжанин» с чемпионата страны сняли, не было, наверное, несчастнее. На волне клокочущих эмоций он даже хотел «завязать» с баскетболом. Но эта слабость оказалась минутной.  Михаил Борисович вновь с головой ушел в работу, сосредоточившись, как и в молодые годы, на проведении любительского чемпионата города и воспитании баскетбольной поросли. И еще успел порадоваться за двенадцатилетних воспитанников «Волжанина», впервые в истории клуба завоевавших путевку в полуфинал юношеского первенства России.

Память о Михаиле Борисовиче Машине живет и будет жить в делах его учеников. В муниципальном клубе «Волжанин» эстафету  баскетбольного образования подрастающего поколения принял Антон Куприец, в детско­юношеской спортивной школе № 3 – Сергей Варакин. Вчерашние пацанята, постигавшие азы игры под отеческим присмотром Машина, уже пробиваются в молодежные составы профессиональных клубов. Но все же настоящей памятью о Михаиле Борисовиче стало возрождение городской команды мастеров – воплощенной, но, увы, не сбереженной мечты всей его жизни.

По материалам газеты "Волжская правда"